предложения,и
ответ на вопрос, заданный Оле, мог звучать только так:-
Да, очень хочу!Мужчина
оказался никем иным, как организатором, директором и режиссером
начинающего жизнь театра кукол Е.Д. Аша-Парфеньев. Творческая жизнь
начиналась не только у театра, но и у тех нескольких человек, которые
с энтузиазмом, любовью и уважением отнеслись к рождению кукольного
искусства в Омске. Эти-то чувства и сплотили маленькую группу непрофессиональных
артистов. Но оказалось, что новоявленному коллективу придется постигать
на своем опыте не только азы актерского мастерства, но и технологию
изготовления кукол, реквизита, костюмов и других атрибутов театрального
мира.
Так и оказалась юная Оля Старосек, оставившая ради сцены учебу в
техникуме, доказавшая маме необоснованность ее запретов по поводу
сомнительной профессии, в числе своих единомышленников и коллег.
Шел 1936 год - год основания театра кукол, а для омских кукольников
та весна стала началом нелегкой театральной жизни. Среди энтузиастов
была, конечно, и наша героиня. Театр кукол заполнил всю ее жизнь.
Здесь решилась и личная судьба Оли. Она вышла замуж за Николая Зикунова,
которого сама же привела к кукольникам из драматического кружка.
Про всех, тогда начинавших вместе с ней, с любовью говорит Ольга
Ильинична - про А.И.Шейну, А.А.Молокотину, П.П.Откачунус, Б.И.Литинского,
В.М.Мелихову и, конечно же, Е.Д.Аша-Парфеньева, руководившего коллективом.
А дом? Увы, театром назывался не храм, а его основатели. Долгие
годы пришлось скитаться будущему "Арлекину" по сценическим
площадкам и снимать уголки в других театральных заведениях. Молодые
актеры репетировали где придется. Летом прямо на улице находили
безлюдные места, которые только условно можно было назвать площадкой,
и превращали их в сценические, натягивая ширму между деревьями.
А на сколько сложно было в этом случае актерам, судите сами, если,
по словам Ольги Ильиничны, приходилось прерывать репетиции, как
только появлялся случайный прохожий, прятаться за ширму, чтобы не
привлекать внимания (репетиция не для глаз зрителей), и после того,
как человек исчезал из поля зрения артистов, как по команде, принимались
за работу. Да можно ли назвать такую любовь к театру работой? Это
их жизнь.
В год основания театра кукол актеры подарили зрителям два спектакля
- "Каштанка" и "Волшебная калоша". "Каштанка"
стала дебютом омских кукольников. Ольга Ильинична рассказывает,
с каким волнением они показывали первую премьеру зрителям. А зрители
даже и не догадывались о необычной судьбе перчаточных кукол, рассказывающих
им историю о собачке. Они были куплены у театра кукол С.В.Образцова.
С легкой грустью рассказывает Ольга Ильинична, как радость от долгожданной
посылки сменилась огорчением: увы, куклы были рассчитаны на детскую
руку. Отменять спектакль нельзя шли репетиции, беспощадно надвигались
сроки окончания работы над спектаклем, да и сами актеры с нетерпением
ждали своей первой премьеры. И вот, вооружившись иглами, нитками,
ножницами, они смогли, насколько это было возможным, перешить своих
первых героев, а куклы для других спектаклей изготавливались уже
руками самих актеров.
В ноябре того же года состоялись первые гастроли в Тюмени. Гастроли!
Как много их потом было! С чемоданами, реквизитом, раскладушками
кукольники исколесили всю Омскую область (в другие области выехать
тогда было практически невозможно). Было трудно: никаких мало-мальских
бытовых условий, о гостиницах не могло быть и речи, жить приходилось
в тех самых клубах, где показывали спектакли.
Июнь 1941 года принес весть о начале Великой Отечественной войны.
А чета Зикуновых за десять дней до этого по семейным обстоятельствам
покинула город Омск и оказалась в Махачкале. Но не изменила Ольга
Ильинична избранной профессии, став одним из основателей местного
театра кукол. Проводив на войну мужа, молодая женщина и сама, закончив
в 1943 году ускоренные курсы по подготовке снайперов, попала на
Второй Украинский фронт. Но на войне талантливый артист стоит бравого
солдата. С 1944 по 1946 годы Ольга Ильинична выступала в военном
ансамбле 66-го полка МВД.
Казалось бы, все говорит о том, что быть Зикуновой актрисой суждено
судьбой, но злой рок преследует нас повсюду и в самый неподходящий
момент расстилается скользким льдом на прямой дорожке. Не миновали
капризы судьбы и нашу героиню. Из-за тяжелой болезни мужа - вынужденный
переезд во Фрунзе, затем - Норильск, увы, но с годами менялись и
профессии: библиотекарь, кассир, техник моделирования на машиностроительном
заводе. А так хотелось в театр, опять взойти на сцену, посмотреть
в зрительный зал, улыбнуться и сказать: "Здравствуйте, это
опять я!" И не могла она подавить предательски блестевшую слезу,
так медленно ползущую по щеке, когда вспоминала Омский кукольный.
"Смирись!" - приказывала себе Ольга Ильинична. "Нет!"
- наконец ответила ей фортуна. 1959
год. Бывшая актриса Зикунова подошла к дверям нового дома Омского
театра кукол. Твердо уверенная в том, что театральные кулисы закрыты
для нее на крепкий замок, что встречать ее ежедневно будет не шквал
аплодисментов, а заводская проходная. Ольга Ильинична и не подозревала,
что через пару часов выйдет из кабинета нового директора С.Р.Уралова,
оставив у него на столе свое заявление с просьбой о приеме на работу
в актерскую труппу. Прошедшие вне театра годы не стали губительной
преградой для талантливой актрисы. Теперь снова началась ее история.
Она актриса, только не имеющая диплома, но все же профессиональная.
Судьбу, приготовившую ей испытания на жизненную стойкость и верность
профессии, Ольга Ильинична победила. Впереди еще было много проблем
и бед, но жизнь закрутилась привычным колесом: репетиции, спектакли,
аншлаги, аплодисменты, гастроли... Постоянная дилемма - театр и
семья - казалась неразрешимой. Маленькие дети и больной муж стояли
на первом месте, но театр звал, манил, пленил, и Ольга Ильинична
смогла стать и любящей женой, и заботливой матерью, и ведущей актрисой,
и помощником режиссера. С каждым годом рос список сыгранных ею ролей:
Баба-Яга ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка"); Мачеха
("Золушка"); Атаманша ("Снежная королева");
Жаба и Мышь ("Дюймовочка"); Разбойник ("Айболит");
Собачка ("Волк в сапогах") и другие.
С 1976 года Ольга Ильинична Зикунова находится на заслуженном отдыхе,
но Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин"
не забывает. И театр кукол хранит ее имя на страницах своей истории.