Исаев Валерий Николаевич

Стать актером театра кукол Валерий Исаев мечтал с детства. Еще будучи десятилетним мальчиком устраивал во дворе с друзьями кукольные представления, а потом занимался в кукольном кружке. Превый успех - спектакль "Конек-горбунок" занял первое место во всесоюзном конкурсе самодеятельных

театров, первая премия - все двенадцать человк, занятые в спектакле, получили путевки в лагерь "Артек". А "Конек-горбунок" опять стал лауреатом проводимого уже в "Артеке" смотра. После окончания школы Валерий Исаев пришел в Омский театр кукол. Но ученической ставки тогда не было, и главный режиссер театра Анастасия Трифоновна Варжало предложила ему поработать монтировщиком сцены, но и... пообещала задействовать в спектаклях. И в этом же, 1968 году, Валерий сыграл Солдата в спектакле "Очарованная сабля". У него не было как такового наставника-актера, а учителями были все - у актеров он учился партнерству, у режиссеров: Анастасия Варжало научила его "дружить" с куклой, Юрий Фридман вывел из-за ширмы и помог освоиться с драматической ролью, Борис Саламчев, соединив в спектаклях драматические навыки и навыки кукловождения, научил рассказывать сказки с помощью кукол, и многие другие имена может назвать Валерий Николаевич тех, с кем работал, у кого учился сценическому искусству, проходя путь от ученика актера-кукловода до ведущего артиста труппы. Талант, подкрепленный опытом, создавал все новые и новые роли: Сафир ("Синяя Борода"), Бергамен ("Романтики"), Дед ("Гуси-лебеди"), Умелец народный - певец благородный ("По щучьему велению"), Шут ("Золушка"), Рассказчик ("Сказ про Коша Бессмертного, Красу ненаглядную да Ваньку-царевича, или Сказка про Ваню"). Ах, этот "Ванька"! Он побывал на шести фестивалях, а на Международном фестивале в городе Пльзене в Чехии Валерий Исаев стал лауреатом премии за лучшую мужскую роль. Немногим позднее он великолепно исполнил драматическую роль Вертепщика в моноспектакле "Сказка о царе Ироде, или Вертепщик". Вертепщик рассказывает о трагедии, произошедшей в городе Вифлееме, о царе Ироде, о каре, постигшей жестокого правителя, Вертепщик рассказывает о самом себе. Он остро сопереживает своим героям, куклы, вырезанные из дерева, обретают свой характер, четко вырисовывается образ каждого персонажа. За эту роль Валерию Исаеву присвоено звание "Лауреат областной премии за творческие достижения в искусстве кукольного театра". И этот же моноспектакль в 1998 году был удостоен Национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинации "Лучший спектакль театра кукол". В 1999 году Валерию Исаеву присвоено почетное звание "Заслуженный артист Российской Федерации".
Можно с абсолютной уверенностью утверждать: труппа Омского театра куклы, актера, маски "Арлекин" стала коллекционной. Не вмиг это произошло, не с помощью приглашенных "варягов" - а закономерно и естественно, ибо каждодневно на протяжении многих и многих лет "пестовались" любовно свои актеры.

Омский "Арлекин" стал Театром-событием. И дело не в многочисленных и престижных победах на всевозможных творческих конкурсах и фестивалях. Дело - именно в коллекционности. В незаменимости каждого. Творческая судьба артиста Валерия Исаева (единственная запись в трудовой книжке: "Омский театр кукол, 1967 год"), как и у многих актеров-кукольников, - судьба подвижническая. Но не рывками, не от "звездного мгновения" к "звездному мгновению", - а шаг за шагом "наращивая себя", шаг за шагом приближаясь к органичному ощущению себя в монологичности. "Сказка о царе Ироде" ("Вертепщик") - не просто моноспектакль. Это и "бенефис на троих" (актер, художники, режиссер), и притча о судьбе актерской. Исаеву блистательно удается "надсюжетное": многозначнее собственно истории о царе Ироде оказывается образ самого вертепщика, равно как многозначнее образа вертепщика оказывается сам артист Валерий Исаев. Актерский и жизненный опыт становится художественным явлением. Спектакль превращается в притчу. "Возрастные критерии" зрительного зала размываются, "Вертепщик" оказывается просто спектаклем для людей.

Радостно сознавать, что у одного из ведущих актеров омского "Арлекина" Валерия Исаева "грянул" бенефисный этап судьбы. Вослед за областной премией 1997 года ("За творческие достижения в искусстве кукольного театра") - выдвижение "Вертепщика" на соискание "Золотой маски". Радостно прежде всего потому, что все это - следствие неслучайности творческой судьбы, так органично ставшей монологичной."

 

главная
о театре
куклы
труппа
руководство
ссылки
история
Хостинг от uCoz