Саламчев Борис Михайлович
главный
режиссер театра 1980 год - окончил Новосибирское театральное училище
по специальности "Актер театра кукол"; |
|
государственного театракуклы, актера, маски"Арлекин";
с 1991 г. - главный режиссер театра. 1999 г. - лауреат премии администрации Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства за создание спектакля "Русалочка" Особый режиссерский "почерк" Бориса Михайловича позволяет практически безошибочно "узнавать" его работы, но в то же время каждый замысел Саламчева - неожиданность для художника, актера, зрителей. В своих спектаклях Борис Михайлович развивает тему рассказчика - зритель становится не только сторонним наблюдателем сказки, но и свидетелем одной из версий ее создания. Рассказчики, место и время их вещания поразительно разнообразны. Три девицы в домике, расположившемся посередине зрительного зала, вдруг решили придумать и рассказать сказку ("Морозко"). Сказочники сопровождают зрителя по сказкам триптиха "Большая сказка" (по произведениям В. Проппа и А. Афанасьева) - "Сказка про Сиротку, или Василиса Прекрасная", "Сказ про Коша Бессмертного, Красу ненаглядную да Ваньку-царевича, или Сказка про Ваню", "Сказка про Дядьку, Змея Горыныча и Девицу красную". Две народные сказительницы и Музыкант рассказывают андерсеновскую сказку "Русалочка". На Международном театральном фестивале "Белая Вежа", проходившем в городе Бресте в 1997 году, спектакль "Русалочка" был удостоен Гран-при как "Лучший спектакль фестиваля". Более двадцати спектаклей поставил Борис Михайлович на сцене театра "Арлекин" и в других театрах: "Конек-горбунок" П. Ершова, "Золушка" Е. Шварца, "Серая Шейка" Д. Мамин-Сибиряк, "Реквием" по произведению А.Платонова "Одухотворенные люди", "Синяя птица" М.Метерлинка, спектакль для взрослых зрителей "Романтики" по пьесе Э.Ростана. В"Сказке
о царе Ироде" продолжается тема рассказчика. Вертеп - еще одна форма
ее выражения. Монолог (явление, нехарактерное для детского спектакля)
ведется, казалось бы, о совершенно не "детских" темах (жестокий царь,
убиенные младенцы, смерть, черти), опирающихся на историю из Нового
Завета. Но библейские мотивы оказались понятны нашим малышам, интересны.
К тому же в спектакле соблюдается заповедь любой сказки - зло карается,
а добро торжествует. В марте 1998 года на фестивале национальной театральной
премии "Золотая маска" моноспектакль "Сказка о царе Ироде" был удостоен
премии "Золотая маска" в двух номинациях: "Лучший спектакль театра кукол"
и "Лучшая работа художника театра кукол". Борис Саламчев имеет свое неповторимое творческое лицо, которое несет на себе не только отпечаток интеллекта, задумчивости (о сегодняшнем и завтрашнем дне театра), но и романтического сияния, делающего это лицо выразителем Добра и Любви, детской уверенности в их всепобеждающей силе. Спектакли режиссера Саламчева легко узнаваемы по эстетической концепции, хоть никогда не бывают похожи друг на друга. Потому что Борис Саламчев в постоянном поиске интересных сюжетов, новых ракурсов их воплощения. Он не только открывает сказочный мир детям, но предлагает и взрослым вместе с творческим коллективом театра исследовать многие проблемы бытия, облекая сложнейшие вопросы в яркую, эмоционально выразительную художественную форму. Борис Саламчев размышляет. А вместе с ним актеры и зритель. |