Станислав Маркович Дубков
директор
театра |
|
Казалось,он заранее знал. что по другим телефонам проблемы и вопросы
можно решить быстрее И возвращался к первой трубке. Разговаривал он
со всеми одинаково уважительно внимательно выслушивал, вежливо подавал
советы, деликатно возражал, настойчиво разъяснял. ШУТЛИВОЙ репликой
снимал напряжение. Быстро что-то записывал в календаре. обводил красным
фломастером
А через минуту куда-то звонил, убеждал в необходимости еще одной комнаты в общежития для актеров, выяснял наличие какого-то материала для будущего спектакля, согласовывал практику студентов, из которых уже сегодня театр готовит будущих артистов, просил кому-то помочь, обещал все уладить. Дела, дела, дела, конца, кажется, им не бывает. Но, как бы ни был занят тем. что называется материально-техническим обеспечением театрального процесса, без которою не бывает творческих удач. у него всегда есть время для каждого члена коллектива и ветеранов Он помнит обо всех их житейских делах. Мне не раз приходилось удивляться его заинтересованному разговору о правнуках и внуках, их первых шагах или первых успехах в школе Впечатление такое, будто он постоянно присутствует в семьях и не как посторонний наблюдатель. Может быть, поэтому ветераны, на чьих глазах он вырос в этом театре, любят общаться с ним, делиться не только заботами, но и радостью, рассказывать о себе. о друзьях, с кем нераздельна их судьба Станислав Маркович - уникальный человек, я ведь его знаю - Эдуард Семенович Ураков сделал секундную паузу, словно хотел произнести точную цифру, но вдруг сказал: "Я знаком с ним на протяжении всей его самостоятельной жизни. Она протекает в нашем Театре на глазах у всех И поверьте, нет у него более важного в жизни, чем театр,. которым он сейчас руководил. Директорская доля не самая сладкая слишком много забот, а в наше время Он умеет не только все организовать, но и сохранить невозмутимость в самых необычных ситуациях. Я-то понимаю, чего это ему стоит. Никогда не позволил себе сорваться. ответить на любой на незаслуженный упрек. Сколько в нем самообладания, любви к людям! Порой кажется что любовь и придает ему силы, энергию, неугасаемую веру в будущее. Мне подумалось, что постоянная текучка дел, бесконечные тревоги о строительстве нового здания должны бы сделать его хмурым и с печатью вечной озабоченности на челе. Но он всегда собран, улыбчив, приветлив. Он всегда готов откликнуться на чужую беду. протянуть руку помощи. К нему обращаются в любое время суток И это не фигурально Если бы такой случай был единственным, в театре, пожалуй, его бы обсуждали. А так никто и не удивляется. Сколько их было, ЧП, личных и театральных, которые он брал на себя! Он, словно заботливый глава огромной семьи, стремится предусмотреть все, чтобы каждому ее члену было комфортно, спокойно. Как это много значит, знает, пожалуй, каждый А вот привыкаем и забываем, что не сам собою приходит спокойный день, уверенность в завтрашнем Надежность. Задумываемся ли мы. какой емкости это понятие? Словарь может разъяснить. что слово это женского рода. Как и надежда. Значит, связано с будущим и сегодняшней мечтой о нем. Потому что оба слова мы превращаем в понятия, наделяя их еще и нашим отношением, и философским смыслом. И тогда оба слова расширяют свое значение. потому что вмешают в себя веру в осуществление самого желанного успеха. Он, как нелегко он дается в наше время! Какой прочностью должен обладать человек, верностью своему делу. чтобы не развеять надежду, не превратить ее в нечто иллюзорное. Все это я вдруг поняла, когда председатель Совета директоров В.Н.Соколова сказала о Дубкове:
-
Очень надежный человек, обязательный и очень доброжелательный. Он -
директор без игры, настоящий. Это его призвание.
Призвание быть директором. Мне показалось, что звучит это. пожалуй, помпезно Но тут же мелькнула мысль а почему же помпезно? Разве любой человек обладает способностями организатора, руководителя производства? Конечно же, нет! Директор театра - должность специфическая, требующая не только образованности, знания театрального процесса и людей, но еще и умения создать спокойную атмосферу в творческом коллективе, где все у всех на виду, а каждый самобытен, влюблен в театр, а потому и ревностно относится к начальству. О театре Станислав Дубков мечтал всегда. В детстве он казался ему чем-то волшебным, таинственно-притягательным А осмыслять его суть начал с пятнадцати лет. когда пришел в театральный кружок ДК "Молодежный", которым руководил артист драматического театра Ю Музыченко Станислав Маркович до сих пор считает своим первым учителем Юрия Васильевича. Через год шестнадцатилетний Дубков был принят в студию В. Д. Соколова. Теперь он обучался актерскому мастерству у Н. Д. Чонишвили. И не только в студии Ножери Давидович репетировал роль Сирано, и его юный ученик посмотрел не только премьеру, но все спектакли, пропуская из-за ежедневных визитов в театр занятия в вечерней школе, которую все же окончил за два года вместо трех. А потом Иркутское театральное училище (Соколов к тому времени уехал, и студия распалась). Он был уверен, что возвратится в Омск драматическим артистом. Но... Сегодня он знает, какую роль в его жизни сыграло обаяние народного артиста России Виталия Константиновича Венгера, набиравшего в августе 1971 года первый курс кукольников. С тех пор и считает В. К Венгера, главным своим учителем. Замечательный
человек и артист не учил нас любить театр, - рассказывает Станислав
Маркович - но мы видели, как он работает. И мечтали быть похожими на
него. Эти удивительные четыре года с ним помню до мелочей. А потом Омск. Любимый театр, куда свежеиспеченный артист Станислав Дубков прибыл по приглашению А. Т. Варжало и директора А. Ф. Решетниковой, отклонив предложения театров Симферополя, Томска, Алма-Аты. За 13 лет переиграл массу ролей Был помощником режиссера, заведующим постановочной частью, заведующим труппой, администратором. а с 1988 года - заместителем директора театра. Он нашел себя. Ему нравилась самостоятельность Многим казалось, что помогает добиваться успеха его врожденная ответственность. В театре все знают, что такое гастроли даже по области. Он сразу вывез весь состав, предложив челябинскому зрителю шесть спектаклей, в том числе и вечерний А на следующий год труппа уже гастролировала в Сочи. Он радовался успеху театра и был горд, что обеспечил его Гастрольные маршруты театра, участия в фестиваля - это интересная страница не только его биографии, но и истории театра, которые так тесно переплелись, что разеденить их почти невозможно. Научившись многому в театре, он однажды решил, что в ежедневных хлопотах и заботах все отодвигал день поступления в институт Все складывалось удачно, но сама /жизнь потребовала от него глубоких экономических знаний. И он в 36 лет поступил в театральный институт. Специальность, которую выбрал, звучала солидно: "Театроведение: организация, планирование и управление театральным делом". Вот ведь как интересно все бывает в жизни: получает человек образование, к которому стремится, работает в театре, о котором мечтал, растет вместе с ним. но он. театр, диктует ему свои требования и, выполняя их. Станислав Маркович Дубков предопределяет своей дипломной работой дальнейшую судьбу своего единственного театра И не удивилась выбору темы его дипломного исследования И в институте он думал о театре. об улучшении его работы. Потому и взялся "за актуальную проблему повышения экономической и творческой эффективности работы в условиях нового здания Романтик и практик слились воедино, и он теоретизировал на тему своей мечты. Он видел, как Омский театр кукол - один из старейших детских театров России - в новом здании сможет наконец-то внедрить современные формы эстетического воспитания детей Он облек свою мечту в реальные экономические расчеты, изучил опыт многих и предложил внедрить "семейный абонемент" как часть программы совершенствования принципов формирования зрительного зала, уже успешно апробированный профессором 3.Я. Карагодским С новым зданием он связывал многое: и удобные гримерки для артистов, и внедрение новой технологии, и расширение репертуара, и... Его мечты приобрели в дипломной работе конкретные очертания, превратились в стратегию существования театра в новых рыночных условиях Продумывая стратегию экономического существования театра, он ни на секунду не упускал из вида. что она - основа существования художественно зрелого коллектива. главной целью и задачей которого остается воспитательная функция - формирование зрителя, его эстетического вкуса, нравственных позиций. В институте работа была оценена на отлично. А вот в Омске дела обстояли не столь блистательно И не по его вине Годы мчатся с неумолимой быстротой, оставляя на сердце рубцы обид Дубков понимает, что общее положение не могло не отразиться и на театре, но он не может понять и простить пустопорожних споров претендентов на помещение музыкальной комедии, которые затянули решение вопроса и привели к разрушению здания. Он не отрекся от своей мечты Доказывал, убеждал, спорил. И сегодня, хоть медленно. но идет строительство нового театра, правда, в другом месте. А он не перестает надеяться. что зрительный зал на 90 мест скоро станет историей, а два новых зала - большой и малый - смогут предложить спектакли взрослым и детям. Он делает все возможное, а порой и невозможное, чтобы эта мечта всего коллектива стала явью. - Станислав Маркович - человек особенный. Очень воспитанный, мягкий, деликатный и при этом удивительно настойчивый, прекрасный организатор. Работать с ним, приятно, потому что он досконально знает дело. Я никогда не слыхала, чтобы он повысил голос даже в экстремальных ситуациях. А уж поверьте, перевидала я на своем веку немало начальников, - говорит Лидия Алексеевна Чупина, заместитель директора по строительству - Все решает энергично и спокойно. Великий труженик. И очень душевный человек. Не подведет, выручит. Эти слова я слышала от многих. И подумалось, может, потому и изменили его фамилию, называя Дубком, что символизирует она молодое дерево, красивое, прочное, излучающее мощную энергию. И от него, директора, исходят флюиды доброжелательности, восполняя ее всеобщий дефицит В его кабинете огромный, до потолка, необычный ковер - Гран-при на Международном фестивале в Белоруссии, у театра две "Золотые маски", награды на многочисленных фестивалях. В этом признании художественного уровня театра немалая заслуга и его, сегодняшнего директора Станислава Дуброва. Телефоны заливаются призывной трелью. Видимо, зовут к новым победам Софья Хвошнянская
|